Мирт (мирта) – вечнозеленый кустарник из семейства миртовых, распространенный в странах Средиземноморья и широко культивируемый как декоративное растение в других районах с теплым климатом, а также в комнатах и оранжереях.
Если рассмотреть его листочек на свет, то кажется, будто он наколот во множестве мест иглой – это просвечивают многочисленные эфиромасличные железки, благодаря которым растение испускает удивительный аромат. C миртом связано множество легенд, мифов и поверий. Удивительно богатой истории этого растения может позавидовать даже царица цветов роза.
Согласно одной древней арабской легенде, мирта разрослась на земле от душистой ветки того растения, которое унес с собою Адам из рая в день своего изгнания, чтобы перенести на нашу землю хотя бы одно из тех дивных растений, которые украшали собой сад Эдем; и потому мирта в древности служила обыкновенно символом надежды, этого отголоска райского счастья, который является на земле одним из величайших благ и утешений.
Упоминается мирт и в Библии. После Всемирного потопа Ной послал с горы Арарат, где его ковчег пережил непогоду, голубя, чтобы он нашёл землю, через семь дней голубь вернулся, держа в клюве веточку мирта (по другим источникам - веточку оливы), как весть о том, что они спасены и все живое будет возрождено на земле. Поэтому мирт служил символом надежды и мира.
Мирт был одним из символов и непременных атрибутов и христианских праздников. На фресках Ипатьевского монастыря изображена сцена, когда Христос преподносит миртовый букет Богоматери.
По другим сведениям, родиной ее является Персия, откуда она с незапамятных времен была перенесена в Египет, где изображение ее нередко можно встретить на памятниках времен фараонов в сценах, представляющих какие-нибудь торжественные шествия. В этих сценах обыкновенно все плачущие и идущие впереди шествия женщины несут в руках миртовые ветви.
У древних иудеев мирта считалась эмблемой мира и носила название "абот". Еврейские законы предписывали убирать ее зеленью палатки во время семидневных празднеств в память исхода из Египта, когда всем иудеям приказывалось запасаться плодами добра (лимонами), пальмовыми ветвями и ветвями плакучей ивы. Такое соединение этих растений мистически должно было изображать единение божества с его творением, причем лимоны представляли самого Творца, пальмовая ветвь - духовное начало, мирта - небо со всем его звездным миром, а плакучая ива - землю с ее многочисленными обитателями.
В миртовом кусте явился также Захарии и ангел, возвестивший восстановление царства Израильского, вследствие чего было предписано украшать ее ветвями в дни празднеств скинию (древнееврейский переносной, походный храм; считается прообразом христианской церкви) и, вообще, употреблять их во время религиозных церковных церемоний. Кроме того, у иудеев существовал обычай украшать миртовыми венками покойников, который вначале был перенесен даже и к христианам, но потом отцами церкви воспрещен как нехристианский, а также обычай украшать ими головы невест, что, наоборот, сохранилось и до сих пор в некоторых странах, особенно в Германии. Существует предание о том, что первой германской невестой, надевшей на венчание венок из мирта, была дочь известного средневекового миллионера Якова Фуггера. И произошло это событие в 1583 г.