Родовое название Mentha, согласно преданию, произошло от имени нимфы Минты, олицетворявшей в древнегреческой мифологии человеческий разум. Согласно легенде владыка царства Мёртвых и супруг Персефоны - Аид - полюбид наяду Минту. Она покровительствовала небольшим речкам и родникам. Там, где жила Минта, воздух всегда был сказочно чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных исцеляла, а старикам дарила долголетие. Узнав о неверности мужа, ревнивая повелительница подземного царства обратила свою соперницу в лекарственное растение - мяту. От греческого названия растения «minthe» произошло латинское menthe. Это же название перешло в славянские языки, видоизменившись в современное русское слово «мята». Мята считалась травой Афродиты и использовалась как афродизиак. В Древнем Риме мята была одной из самых популярных пряностей. Римские женщины жевали листья мяты с медом, чтобы отбить запах алкоголя.
Древние евреи из мяты делали духи и использовали эту пряность для приготовления пасхального ягненка.
Итальянцы настаивали вина на мяте.
На востоке делали сладкие напитки со льдом (шербеты), в которые для свежести добавляли мяту.
Средневековые придворные повара выделяли из мяты эссенцию для окрашивания омлетов и других блюд.
В Южной Америке мята использовалась для приготовления бодрящих напитков. Южноамериканское название мяты буквально переводится как «хорошая трава».
Пучки мяты, найденные в гробницах фараонов, использовались как благовония.
О том, что мята является древнейшим пряно-ароматическим растением, свидетельствует упоминание о ней в притче Евангелия от Матвея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину от мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру, сие надлежало делать, и того не оставлять». Здесь имеется в виду, что за малым нельзя забывать о главном. Эта выдержка подтверждает такую широкую распространенность мяты, что десятая часть урожая ее включалась в подати.
Высоко ценилась мята в Древней Греции и Риме. Аромат мяты служил добрым признаком. В Риме считалось, что мятный запах поднимает настроение и способствует оживленной застольной беседе, поэтому пиршественные залы обрызгивали мятной водой, столы натирали мятными листьями, а гостям предлагали венки из мяты. Считалось, что аромат мяты возбуждает работу мысли, поэтому римский историк Плиний Старший постоянно носил на голове венок из свежей зелени мяты, рекомендуя делать это и своим ученикам. Обычай этот дожил до средних веков.
Заслуженной славой пользовалась мята в арабской и восточной (китайской и японской) медицине. Применялись различные виды, как дикорастущие, так и культивируемые. Авиценна рекомендовал водяную мяту при внутренних кровотечениях, наружно — при головных болях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта. «Мята укрепляет желудок, согревает его, успокаивает икоту, способствует пищеварению, препятствует слизистой и кровавой рвоте и полезна при желтухе». Мяту блошную (Mentha pulegium) он рекомендовал при слоновой болезни и от расширения вен, при недостатке аппетита и слабости желудка... Он считал, что она помогает больным желтухой вследствие своей способности «очищать, рассасывать, открывать и разрежать».
Средневековая европейская медицина в основном повторяет традиции древнегреческой и арабской:
Пищеварительной силе питье из нее помогает,
Мята желудок крепит, прекращает, коль принята, рвоту...
…Чистит желтушных, с вином исцеляет болящих одышкой,
Тех, кого греки зовут от недуга такого: астматик;
Печени также болезни с вином умеряются ею,
Этим же способом боли в боку застарелые лечит,
А наложи, растерев, на рубцы почерневшие — снова
Прежний естественный цвет, очищая, вернет им лекарство.
(«О свойствах трав». Одо из Мена)
Русская народная медицина широко рекомендовала мяту при лечении желудочно-кишечных заболеваний, в качестве средства, успокаивающего центральную нервную систему, при сердечных болезнях, как укрепляющее при упадке сил, при рахите и золотухе у детей. Использовались отвары на воде, уксусе, вине и порошок из листьев.
На Руси мята называлась «перекоп», «бежава» и «драголюб». Мяту ценили за ее аромат и добавляли во многие блюда – от щей и кваса до пряников.
Современная медицина рекомендует мяту перечную в качестве спазмолитического, антисептического (слабого), местнообезболивающего и сердечного средства. Настой листьев мяты применяют внутрь в качестве желчегонного средства, наружно — для полоскания рта. Настойку и воду мятную употребляют так же. Ментол, получаемый из эфирного масла, входит в состав спазмолитических, желчегонных и болеутоляющих препаратов.